Железная дорога
Рекламный плакат конца 50–х гг. “Der Kluge reist im Zuge” (в переводе с немецкого — “Умный предпочитает ездить на поезде”) до сих пор остается актуальным.
Популярность железнодорожного транспорта в Швейцарии обусловлена многими причинами, в частности: удобным расписанием, четким соблюдением графиков движения, а также комфортабельностью поездов и вокзалов. Но главное преимущество поезда — полное отсутствие стресса и никаких пробок.
Первый железнодорожный вокзал на территории Швейцарии был построен в 1845 г., но первый швейцарский поезд был пущен в эксплуатацию лишь двумя годами позже — в 1847 г., и на 70 км дальше от этого вокзала…
Дело в том, что вышеупомянутый вокзал был построен французами в Базеле, куда прибывали поезда из Эльзаса. А первая в Швейцарии ж/д ветка протяженностью 30 км была проложена в 1847 г. Именно по ней был пущен первый швейцарский поезд, перевозивший свежий душистый хлеб из Бадена в Цюрих. Отсюда и название — “дорога испанских булочек”. В течение 7 лет эта линия оставалась единственной в Швейцарии железной дорогой.
ИНТЕРЕСНО: В Германии и Франции были проложены тысячи километров железнодорожных рельс, прежде чем Швейцария вообще начала заниматься ж/д строительством.
На самом деле еще в 1836 г. в Цюрихе была создана первая ж/д компания, которая обратилась с проектом строительства ж/д линии до Базеля. Однако бюрократическая процедура получения соглашений со стороны кантонов и финансовые затруднения отодвинули этот проект на десятилетия.
В целях планирования сети железных дорог в стране правительство Конфедерации ограничилось приглашением двух опытных в этом деле англичан, один из которых был сын Джорджа Стивенсона, изобретателя паровоза.
Начиная с 70-х гг. XIX в., во многих горных регионах стали прокладывать зубчатую железную дорогу. Таким образом, благодаря созданию новой сети европейских железных дорог, многочисленные туристы получили возможность более комфортно доезжать до Швейцарии и без особого напряжения “покорять” горы.
Вскоре стало ясно, что ж.–д. транспорт является опорой для экономического развития страны. Это обстоятельство подтолкнуло к мысли, что железные дороги должны находиться под контролем государства. Со временем люди стали рассматривать железную дорогу в качестве обыденной структуры по предоставлению услуг населению, равно как школы, улицы и больницы.
Инициатива национализации железной дороги была одобрена в 1898 г. на народном референдуме, проводившемся под лозунгом “Железные дороги Швейцарии для народа”. Новая эра началась 1 января 1902 года, когда первый паровоз SBB, украшенный праздничными гирляндами и швейцарским флагом, прибыл в Берн.