Швейцария       

Бернские Альпы


    Хотите увидеть заснеженные вершины и стелющийся между ними ледник глазами альпиниста, при этом не испытав тягот подъема?

    За три часа пути ощутить смену времен года с лета на зиму и перепад высот около 3000 метров? Проникнуть в самое лоно горной гряды, чтобы вынырнуть на ее поверхности в царстве вечного снега? Швейцарские железные дороги приглашают в путешествие на самую высокогорную станцию Европы — Юнгфрауйох, пафосно называемую вершиной Европы.

Бернские Альпы    К юго-востоку от столицы Швейцарии — маленького, тихого и опрятного Берна протянулись Бернские Альпы. Это та самая глянцевая, неправдоподобно красивая Швейцария, изображения которой часто служат экранной заставкой. Линию горизонта здесь определяет вереница трех-четырехтысячников, сияющих белоснежными пиками. На их склонах и у подножия Альп в зеленых долинах разместились поселения. Многоступенчатые водопады питают живописные озера Бринц и Тун, в водной глади которых оживают горы.

    Здесь нужно буквально заново учиться видеть мир. В тесных городах глаз сначала схватывает детали, а затем объединяет их в общую картинку, а горная Швейцария предлагает панорамные виды, которые нужно воспринимать целиком, после чего раскладывать на сюжеты.

    Главная доминанта Бернских Альп — трио, состоящее из вершин Эйгер (3970 м над уровнем моря), Монк (4107 м) и Юнгфрау (4158 м). В составе региона Юнгфрау-Алеч эти великаны, а также самый большой в Швейцарии Алечский ледник входят в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Самая захватывающая экскурсия в этих краях — подъем на поезде на седловину горы Юнгфрау — Юнгфрауйох (3454 м). Нигде в Европе нет железнодорожного полотна, проложенного в таких заоблачных высотах. Отсюда можно попасть на площадку с круговым обзором и увидеть вблизи вершины исполинского горного трио, ледник Алеч и долину Гриндельвальда.

    Прямого маршрута от курортов на вершину нет, по пути придется сменить несколько поездов, но волноваться не стоит. В Швейцарии действует четко спланированная и согласованная система пересадок, а по пунктуальности местные железные дороги сравнимы разве что с японскими. Пересадки обычно занимают не больше 20 минут, а поезда ходят с точностью до минуты. Обратите внимание, что в горах ездят поезда с зубчатой передачей. Крутизна склонов для обычных составов здесь непреодолима. А третий зубчатый рельс, Бернские Альпырасположенный между двумя другими, помогает поезду спокойно продвигаться вверх.

    Очень популярен круговой маршрут, стартующий в Интерлакене: Interlaken Ost — Lauterbrunnen — Kleine Scheidegg — Jungfraujoch-Top of Europe — Grindelwald — Interlaken Ost. Он действует и в обратную сторону. То есть из Интерлакена можно поехать как в поселок Лаутербрюнен, так и в Гриндельвальд, а там, сменив поезд, добраться до перевала Кляйне Шайдег, где начинается самое интересное. Здесь делается вторая пересадка на тот самый знаменитый поезд системы Jungfrau railway, который медленно, но верно ползет на гору Юнгфрау. Первые два километра до станции Eigergletscher (2320 м) проходят по открытой местности, после чего поезд втягивается в восьмикилометровый скальный туннель, пробитый в горах Эйгер, Монк и Юнгфрау.

    Чтобы туристы не заскучали, а также в санитарных целях поезд делает в туннеле две остановки: Eigerwand и Eismeer на отметках 2865 и 3160 м. Обе станции оборудованы галереями, заканчивающимися крытыми стеклом смотровыми площадками. С первой при безоблачной погоде можно рассмотреть зеленые долины в окружении запорошенных снегом гор. Ландшафт, открывающийся взгляду на второй станции, представляет собой вечные льды и величественные скалы. И наконец, конечная станция пути Юнгфрауйох — вершина Европы, которая выводит на гору Юнгфрау и примыкающий к ней ледник Алеч. Дорога от Интерлакена занимает около 3 часов.

    На Юнгфрауйох действует обсерватория «Сфинкс», где проводятся метеорологические и астрономические наблюдения. От станции на нее ведет скоростной лифт. Рядом со «Сфинксом», на высоте 3571 м над уровнем моря, расположена открытая терраса, с которой видна великолепная панорама Альп.

    Хорошо просматривается громадная застывшая масса ледника Алеч. Спускаясь по склонам гор в долину, он образует каньон длиной 24 км. Его дно напоминает хорошо уложенную дорогу, местами расползающуюся в ширину на километр. Невольно приходит в голову, что такая магистраль могла бы раз и навсегда решить проблему московских пробок. Но безмолвие гор заглушает подобные будничные мысли. Кажется, живой душе здесь не место — тем удивительнее присутствие альпийских галок, маленьких черных птичек с желтыми клювиками. Их кормежка стала своего рода ритуалом наподобие традиции кормить голубей на площади Сан-Марко в Венеции. Правда, галок не в пример меньше, чем голубей, да и никто вас за это не штрафует.

Бернские Альпы    Внутри ледника, на глубине 20 метров устроен ледовый дворец — сеть длинных галерей, заполненных ледяными скульптурами. Стены, потолок, пол — все, кроме поручней, в этой ледовой пещере состоит изо льда. Чтобы горячее дыхание туристов не растопило вековые льды, в залах искусственно поддерживают постоянную отрицательную температуру в районе -2. Фигуры главным образом обыгрывают зимнюю тему: здесь есть северные медведи, пингвины, тюлени, орлы, эскимосы и даже замурованный в глыбу льда крысобел из «Ледникового периода». В своих лапках он прочно сжимает желудь! Ледовый дворец — это такое место, где взрослые начинают вести себя как дети: пригнувшись, бегать по узкому витиеватому коридору-лабиринту, выстраиваться в очередь, чтобы сфотографироваться в окошке прорубленного во льду «мороженого киоска».

    Прямо над Ледовым дворцом, на обширном плато устроена вторая смотровая площадка. Это еще одна возможность посмотреть на наш мир с высоты и сфотографироваться, схватившись за древко швейцарского флага. И все это на высоте более 3000 метров над уровнем моря.

    Кстати, долгое пребывание в таких высоких горах не всем дается легко. Еще при подъеме в скалах закладывает уши, а через некоторое время может начать болеть голова, но это все мелочи жизни по сравнению с тем, что предстает нашему взору. Горная Швейцария дарит впечатления, которые не унести на карте памяти фотоаппарата и не передать словами. Здесь чувствуешь себя песчинкой в море снега и покорителем горных вершин одновременно.

    Специальных горнолыжных трасс на Юнгфрауйох нет — только небольшой склон для летнего катания, но активным туристам скучать не придется. Вершина Европы — отправная точка для разнообразных горных маршрутов. Большинство из них предназначено для путешественников, имеющих опыт восхождений. При таких вылазках альпинистское снаряжение и экипировка, а также услуги гида обязательны. Единственное исключение — прогулка по леднику до хижины у горы Монк. Домик находится на высоте 3657 метров, что на 200 метров выше, чем Юнгфрауйох. Не помешают палки для скандинавской ходьбы: они облегчают подъем, а на обратном пути помогают не проехать часть пути на пятой точке.

    Дорога оказывается по-швейцарски добротной. Чтобы поддерживать ее в хорошем состоянии, на вершине держат грейдеры. На обочине в нескольких местах образовались крупные разломы, внутрь которых любопытно заглянуть. Там под толстым слоем снега лежит лед такого нежно-голубого цвета, что небо по сравнению с ним кажется грязным.

    Кроме кафе, где млеют от тепла и горячего кофе уставшие путники, в хижине есть комнаты для 120 человек. Часто здесь ночуют альпинисты, собирающиеся поутру следующего дня покорить гору Монк. Восхождение возможно с марта до середины октября при хорошей погоде. Даже если вы просто собрались прогуляться до хижины, нужно тепло одеться и обуться в нескользящую обувь, а также взять с собой солнечные очки и крем от загара — в горах сгораешь на раз, всем горнолыжникам это хорошо известно.

    Естественно, на Юнгфрауйох не обошлось без ресторана и сувенирных лавок, и даже почты, откуда можно отправить открытку на землю. Жаль, что здесь не выписывают грамоты, как, например, в Португалии, на мысе Рока — самой западной точке Европы. Именная бумага о посещении самой высокогорной станции Европы украсила бы коллекцию крайностей.

Бернские Альпы    Горные вершины Эйгера, Монка и Юнгфрау всегда манили путешественников. Jungfrau Railways строилась в качестве туристического аттракциона, каковым она остается и поныне. Из множества идей был выбран проект зубчатой железной дороги промышленника Адольфа Гайер-Целлера, предложенный им в 1893 году. По его соображениям путь начинался не в долине, а соединялся с уже действующей дорогой в Кляйне Шайдег, что обеспечивало большую экономию средств. Господин Гайер-Целлер также предложил создать промежуточные станции с панорамными площадками, что позволяло открывать дорогу по этапам и зарабатывать деньги до окончательной реализации проекта. Строительство велось с 1896 года по 1912 год. Правда, от планов проложить дорогу до самой вершины Юнгфрау по финансовым и многим другим соображениям пришлось отказаться. Ограничились седловиной горы Юнгфрау – Юнгфрауйох. Сопутствующая инфраструктура здесь появилась гораздо позже.

    В 2012 году Jungfrau Railways празднует свою 100-летнюю годовщину. В честь этого события в первую неделю января на горе Юнгфрау будет устроено светопреставление. Северную сторону Юнгфрау украсят световые изображения швейцарского креста, портреты Адольфа Гайер-Целлера, автора горной железной дороги, а также проекции курсирующих по ней поездов. И это только начало.

    Всего запланировано около 80 мероприятий, будут выпущены специальные марки и монетки. Официальная церемония пройдет 1 августа, спустя ровно 100 лет после открытия самой высокогорной железнодорожной станции. А к апрелю будет закончен 250-метровый туннель, связывающий смотровую площадку «Сфинкса» с  Ледяным Дворцом. Работы продолжаются, и кто знает, может быть, когда-нибудь туристы смогут побывать и на самой вершине Юнгфрау. Ведь о том же путешествии на Юнгфрауйох столетие назад приходилось только мечтать.